Хроника пикирующего бомбардировщика

Автор: | 20.05.2015

Под таким названием мы сразу вспоминаем известный фильм. Но я хочу рассказать совсем о другом.

Село Большое Солдатское Курской области. Из этого села моя жена. Мне очень нравилось отдыхать именно там. Наш дом стоял на нижней улице под названием Почтовая. Сразу вверх по проулку находился клуб «Спутник», а правее располагалась главная контора колхоза.

Я пишу специально в прошедшем времени, так как с фактическим уничтожением сельского  хозяйства  и промышленности за время перестройки многое изменилось в селе к худшему. Центр развития переместился ближе к автостанции, и развитие села фактически ведётся за счет притока приезжих в районный центр из соседних сел.

Рядом с клубом «Спутник» располагается стела – памятник солдатам села, не вернувшимся с войны. На стеле можно прочитать их фамилии и имена, а среди фамилий можно найти целый ряд Гридиных.

В доме жены на видном месте всегда висел портрет летчика, имя которого начертано на стеле. Летчик Гридин Григорий Сергеевич пропал без вести в 1942 году.

Это было всё, что я мог узнать о Григории Гридине от своей тещи Александры Сергеевны, мамы жены, которую я также называл мамой.

Все возможные поиски какой-либо информации о пропавшем без вести Григории Сергеевиче были бесплодными, да в то время, возможно, это было и бесполезно.

В семейном архиве были также фотографии Григория со свои другом, где они сняты в апреле 1941 года. На фото можно разглядеть какие-то ордена или медали. При пристальном рассмотрении это ордена оказались значками «Ворошиловский стрелок» и за прыжки с парашютом. Гридин Григорий призывался из С.Б-Солдатское в феврале 1939 года, до войны учился в летном училище, а по фронтовым наградам оказалось, что он летал в составе экипажа бомбардировщика ПЕ-2 в качестве стрелка-радиста.

Стрелок- радист находится в отличие от командира экипажа – летчика и штурмана – бомбардира в самом незащищенном месте позади кабины пилота и ему затруднена возможность выпрыгнуть с парашютом.

Самолет и  экипаж самолета в составе командира Брагилевского Анатолия Наумовича, штурмана Трапезникова Ильи Архиповича и  стрелка – радиста Гридина Григоря Сергеевича входил в состав 778 отдельного пикирующего авиационного полка (БАП) 284 БАД 15 ВА Брянского фронта базирующегося в г.Данков Липецкой области. До этого полк под другим номером (208) воевал на северо-западном направлении, затем был разделен на несколько частей, на основе которых были сформированы новые полки. Один из них – 208 «А», который потом был преобразован в 778 отдельный БАП.

Чаще всего на фронте такие слияния и разделения подразделений были вынужденной мерой в связи с большими потерями в технике и людях.

778 БАП был перебазирован в г.Данков в июле 1942 года, находился на фронте с 6 июля 1942 года по 17.04.1943 года, провоевал месяц и был вновь переформирован из-за больших потерь. Июль был месяцем разгара операции немецкого командования «Блау» (голубой), проводимой с целью захвата сначала Воронежа, а затем и Сталинграда группой армий «Б» и Кавказа  группой армий «А».

Бои под Воронежом были очень тяжелыми. Красной Армии удалось удержать северную часть города. Это была сделано благодаря переброске на воронежское направление Брянского фронта нескольких танковых корпусов и авиасоединений. Гитлеровские войска под Воронежом сдержали контратаки Красной армии, благодаря тому, что сделали Воронеж узлом обороны и не продолжили наступление на восток, растягивая фланги, а повернули от города на южное направление. Уже под Воронежом в войсках Германии появилось новые САУ и танки, сыгравшие потом большую роль в сражении на Курской дуге. Вблизи г.Воронеж находится село Ново-Животиново.

В боевых сводках 1942 года это село называлось чуть короче – Ново-Животино. Экипаж каждого самолета был сплоченным коллективом и представлял собой сплав молодости и опыта.

Брагилевский Анатолий Наумович 1913 года рождения был в звании мл.лейтенанта. Место рождения УССР, г.Черниговка, 1915 (здесь очевидно ошибка в приказе). Призывался тамбовским РВК, в РККА с 1940 года, командир экипажа и командир звена 778 БАП 284 авиадивизии, без вести пропал 6.08.1943 года. Жена Криводубова Ирина Денисовна, проживавшая г.Тамбов, ул.Комсомольская 95, кв.3.

Трапезников Илья Архиgович 1908 года рождения был в звании ст.лейтенанта, место призыва: Кировский РВК, Кировская обл., Кировский р-н, уроженец Белохолуницкого района Кировской области, стрелок-бомбардир 1 авиаэскадрильи 778 БАП 284 авиадивизии, а потом штурман авиаэскадрильи, без вести пропал 6.05.1943 года. Жена Земцева Елена Никитична, проживавшая в г.Быхов Могилевской области.

Гридин Григорий Сергеевич 1920 года рождения был в звании мл.сержанта. В РККА с 1940 года. Место призыва Больше – Солдатский РВК, Курская обл., Больше –Солдатский р-н, ноябрь 1939 года, пропал без вести 5 сентября 1942 года под деревней Ново-Животино под Воронежом.

Все три члена первого экипажа в разное время пропали без вести, но скорее всего погибли вместе с самолетом, как Гридин Григорий.

Гридину Г.С. на момент гибели было около 22 лет.

Трапезникову И.А. на момент гибели было около 34 лет

Брагилевскому А.Н.. на момент гибели было около 30 лет

Гридин Григорий был самым младшим, а поэтому, очевидно, любимцем экипажа.

Гридин Григорий погиб первым из состава экипажа. и оставшиеся в живых Брагилевский А.Н. и Трапезников И.А. обещали отомстить за своего друга.

Гридин_1Гридин_3Гридин_2

 

У нас сохранились фотографии Григория Гридина и его друга, сделанные в апреле 1941 года в военном училище. Отдельно выделены значки на гимнастерке у друга Григория.

P.S. Позже я продолжу свой рассказ,основываясь на документах о награждениях с сайта mil.ru

What are you working on?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.