Немного истории

Автор: | 09.01.2014

1968 год. Завод ЛиАЗ. Цех 03.  В цеху фактически три основных участка. Это  заготовочный участок, прессовый участок и сварочный.

Про пресса все знают. Большинство прессов используются для штамповки мелких деталей, которые иногда снимают руками (что опасно), пинцетом, но лучший способ,- это сдувание сжатым воздухом. Такая методика особенно была распространенной позже, когда для изготовления ряда деталей установили роботы-загрузчики.

На пресса ставили роботы загрузчики плоских листовых деталей с вакуумными присосками. На токарных станках-автоматах применяли загрузчики на основе бегущего магнитного поля, которые подавали одиночные мелкие детали по наклонному пандусу. В момент движения по пандусу детали  с ошибочным разворотом обязательно падали вниз в бункер-загрузчик. На эти роботы прибегал смотреть весь завод.  Но это неважно.   Теперь этим никого не удивишь.

Участок заготовки в основном резал листы металла на более мелкие. Листы подавались на гильотинные ножницы вручную. Эта технология сейчас применяется все меньше, так как металл в основном поставляется в рулонах, потом он выправляется и  режется всё теми же гильотинными ножницами на листы, правда автоматически

Листовой металл может быть согнут автоматами или ими же разрезан на уже готовые детали станками типа швейной машинки, где вместо иглы устанавливается пробивной инструмент (пуансон).  На одном из таких станков начали сначала вырезать лопасти вентилятора, потом радиаторную решетку, а в качестве возможностей станка, вырезали на “бис” фигуру бегущей лошади. Особенно красивой она была, когда изготовлялась из нержавеющей  стали.

Детали заготовки из листа можно  также вырезать газовой горелкой, плазменной или лазером. Это экономично. Но это также появилось несколько позже.

Я начал работать на сварочном участке. Сварка бывает ручная и автоматическая, газовая и электрическая, электродуговая и контактная. Мне нравилось работать помощником на газовой сварке сидений автобусов, идущих на экспорт.

С целью получения качественного сварного шва сварка велась латунью по стали. Сварить при этом два разнородных металла возможно лишь с применением флюса или присадок. Флюс все видят на сварочных электродах.  При сварке латунью стали применяют обыкновенную буру. В малых количествах бура является хорошим микроудобрением для сада и огорода.

Но основная моя работа была на участке контактной сварки. Я работал на клещах. Вес их вместе со шлангами для подачи воды охлаждения и шлангами для подачи сжатого воздуха был около 16 килограмм. Сейчас я бы сказал, что это тяжелая работа, но тогда это не замечалось. Было интересно. Нравилось, когда детали крыши автобуса-шпангоуты получались качественными и по размеру.

С этих времен у меня выработалась привычка работать на одном месте и умение не уставать при выполнении кажущейся со стороны монотонной,  работы. Всегда найдется время переключиться с одного вида деятельности на другой и не устать при этом.

К слову. В неполные 18 лет я получал тогда 140 рублей. Эти же 140 рублей я  стал получать после 12 лет армии, учебы в институте и работе в школе, когда попал на завод во второй раз. Естественно, сразу возникнет вопрос,- “А стоило ли столько лет учиться?”. По прошествии многих лет можно ответить, что стоило.

What are you working on?