Пока напишу кратко. Голованов Александр Евгеньевич во время Великой отечественной войны, руководствуясь личной инициативой и решением Ставки ГКО, явился создателем дальней бомбардировочной авиации, подчиняющейся только лично Сталину И.В. и Ставке и объединённой в отдельную сначала дивизию, а потом и армию.
Авиация дальнего действия (АДД) участвовала во всех крупных стратегических операциях и фронтовых, занималась снабжением партизан за линией фронта, выполняла политические задачи страны. Лично Голованов участвовал в подготовке полета Молотова В.М. в Лондон и Вашингтон для ведения переговоров по открытию второго фронта и поставках продовольствия, сырья и вооружения для Красной (затем Советской) армии. Голованов же лично участвовал в полете и обеспечивал безопасность полета советской делегации в Тегеран в ноябре 1943 года. Голованов А.Е. был знаком по роду своей службы со всеми крупными военачальниками Красной Армии и мог объективно оценить их деятельность во время войны, был близок, опять же из-за своей должности, к Сталину.
Только АДД производила налеты на объекты противника, чаще глубоко у него в тылу, с применением бомб весом 0,5 и более тонн, которые наиболее эффективно и психологически сильно действовали на врага, морально подавляя его.
В архиве А. Е. Голованова сохранился конспект, на обложке которого рукой Главного маршала авиации написано: «Важная тетрадь». Нам не удалось установить, откуда были выписаны афоризмы, видимо, созвучные мыслям последних лет жизни военачальника. Возможно, это сделанные им самим переводы с английского изречений мудрецов древнего Китая. — Ред.
Важная тетрадь
1. Тот, кто колеблется, не зная как поступить, ничего не достигнет, а тот, кто нерешителен в делах, не добьется успеха.
2. Тот, кому свойственны поступки выдающегося человека, неизбежно испытает противодействие со стороны заурядных людей своего века; тот, кому свойственны размышления человека независимого ума, непременно будет осужден людьми.
3. Пословица: «Глупый не понимает сути дела, даже когда оно уже выполнено, умный же постигнет суть дела еще до того, как появятся его первые признаки».
4. Мудрый наставляет народ, не изменяя обычаев, умный добивается хорошего управления, не изменяя законов.
5. Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими.
6. Что для глупого смех, над тем скорбит умный; что для безумца радость, над тем печалится мудрый.
7. Добиться казенных должностей и рангов знатности обычным путем невозможно.
8. Домогаться повышения, не услужив подарками вышестоящим, все равно что использовать кота как приманку для крыс, что совершенно безнадежно.
Домогаться повышения, угождая вышестоящим честной службой, все равно что измерить прямизну кривой доски с помощью разорванного отвеса.
9. Господства добивается тот, кто постиг сущность хорошего управления народом, и тогда народ полюбит правителя как родного, не дожидаясь наград и поощрений; он займется основным делом, не дожидаясь рангов знатности и жалованья; он готов будет жертвовать жизнью, не дожидаясь наказания и кары.
10. Если красноречивые будут в почете, то не будет закона. Только умный правитель понимает, что любовь к рассуждениям не способна укрепить армию и расширить границы, а в государстве, где используют лишь людей, произносящих пустые речи, народ не будет любить работу.
11. Если государством управляют при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников.
12. Если правитель добивается хорошего управления с помощью закона, его государство станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, его государство будет расчленено.
13. Государство, где на должности выдвигают людей прославленных и назначают на посты по заслугам, называется сильным. Государство, в котором появились паразиты, непременно будет расчленено.
14. Когда возглавляешь большое государство, управляй им как малой страной; а когда стоишь во главе малого государства, управляй им словно большой страной.
15. Если наказания суровы, а награды незначительны, — правитель любит народ, и народ готов отдать жизнь за правителя. Если же награды значительны, а наказания мягки, — правитель не любит народ, и народ не станет жертвовать жизнью ради правителя.
16. Правитель, который внушает трепет, одним усилием добивается десятикратной выгоды, одним звуком своего голоса добивается успеха. Поэтому тот, кто может внушить трепет, будет владычествовать.
17. Если государство способно вызвать к жизни силы народа, но не в состоянии обуздать их, его называют «государством, атакующим самого себя». Если же государство способно вызвать к жизни силы народа и в то же время может обуздать их, его называют «государством, атакующим врага».
18. Государство, которое устанавливает порядок за один день, достигнет владычества; государство, которое устанавливает порядок за день и ночь, будет сильным; государство, которое медлит с наведением порядка, будет расчленено.
19. «Коль наказываешь, то карай сурово за мелкие проступки», и тогда исчезнут наказания, дела увенчаются успехом, а государство усилится. Если сурово карать за тяжкие преступления и легко за мелкие проступки, вырастет число наказаний, появятся неурядицы и государство будет расчленено. Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает доброту. Доброта исходит от силы.
20. Страна, в которой нет недовольных, называется могущественной.
21. Нахальство и дерзость иногда делают больше, чем знания и способности. Поэтому нахал, даже неспособный, всегда опережает способного, но скромного.
22. До смерти никого не хвали и при жизни ни на кого не надейся.
23. Талант иной раз походит на меч, дремлющий в ножнах, особенно когда у талантливого не хватает смелости.
24. Льстивые речи ласкают слух того, кто стремится скрыть от окружающих свое ничтожество.