В ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ…
Блокадная нефть. А.Шпак
На второй день войны в Ленинградское управление Главнефтеснаба приехал секретарь горкома партии по химии Павел Терентьевич Сухомехов. Он побывал на нефтебазах и детально разобрался в обстановке, помог нам увидеть уязвимые места в нашем хозяйстве. Мы разработали план срочных работ. На нефтебазах, там, где их не было, начали возводить земляные валы вокруг резервуаров, чтобы в случае их разрушения не дать нефти разлиться по территории, отрывали новые водоемы, маскировали резервуары и вообще нефтебазы. С этой целью даже построили две ложные нефтебазы.
В середине июля поступление нефтепродуктов в Ленинград с юга страны прекратилось. Но емкости на нефтебазах продолжали пополняться за счет того топлива, которое из-за развития событий на фронтах не было доставлено по назначению. Поступало и топливо, эвакуированное из Прибалтики.
20 августа на собрании партактива в Смольном К. Е. Ворошилов сообщил об обходе фашистскими войсками Лужского укрепленного района, в результате чего им удалось подойти к пригородам Ленинграда, и предупредил, что враг может обрушить на город лавину огня. Для нас, нефтяников, это было грозное предупреждение. Возникла необходимость каких-то особых мер по сохранению нефтепродуктов.
4 сентября на второй базе «Красного нефтяника» вспыхнул пожар. Принимавший участие в его тушении инженер В. П. Гляденов утверждал, что пожар возник от взорвавшегося снаряда. Это был первый артиллерийский обстрел города врагом, и первый снаряд взорвался на нефтебазе.
- сентября к нам в управление поступило постановление Военного совета, которое обязывало хранившиеся на нефтебазах «Красный нефтяник» и «Морская пристань» запасы рассредоточить для хранения по предприятиям города.
- сентября фашисты заняли Шлиссельбург. Кольцо блокады города по суше замкнулось. Враг предпринял яростный штурм. В этот день на город было совершено два массированных воздушных налета. Горели жилые дома, Черниговский холодильник, продовольственные склады имени Бадаева. Но нефтебазы в эти дни ни налетам, ни артобстрелам не подвергались. Фашисты, очевидно, рассчитывали, что запасы нефтепродуктов попадут в их руки. Но поскольку о сдаче города не могло быть даже мысли, затишье для нефтебаз было временным. Согласно постановлению Военного совета с нефтебаз днем и ночью автотранспортом вывозились тысячи бочек и бидонов, отгружались десятки цистерн и вагонов, наливались баржи. Заводы и фабрики срочно выбирали нефтепродукты по своим фондам. Их руководители были предупреждены, что опоздание аннулирует их фонды. Работники управления Главнефтеснаба разыскивали в северных районах города подходящие склады и площадки для размещения затаренных нефтепродуктов.
На территории «Красного нефтяника» размещались цехи масломазеваренного завода. У них находился большой запае масел и смазок. Все это надо было срочно залить в тару и эвакуировать в безопасные от обстрелов районы. Работали в основном женщины, мужчины ушли на фронт. Фашистская авиация обнаружила активность на нефтебазе и начала часто летать над ней, подвергая обстрелу из пулеметов.
Нефтебаза «Морская пристань» находилась на дамбе Морского канала, на виду у противника, вышедшего 13 сентября в район Лигово — Стрельна. Во время отгрузки отсюда флотского мазута базу начали обстреливать из пушек. Но к этому дню остаток топлива (около восьми тысяч тонн) был размещен в резервуарах через один, а порожние резервуары заполнены водой. Так получалось, что фашисты попадали в резервуары с водой. Это избавило от пожара. Трубопроводы были сразу же разбиты, насосы выведены из строя. Баржи подавались в ночное время, и их налив производился по гибким шлангам самотеком. Но осколки снаряда повредили и резервуар с соляровым маслом. Приемосдатчик Алексей Иванов, машинист Николай Тобиков и заместитель директора Ф. Андреев забивали дыры деревянными клиньями. Взрывом очередного снаряда их отшвырнуло от резервуара, они были контужены, но дела не бросили. Погиб боец пожарной охраны. Он поднялся на дамбу и был поражен пулей фашистского снайпера.
12 сентября я получил директиву готовить нефтебазы и заводы к уничтожению в случае угрозы захвата их врагом. К выполнению этого приказа следовало приступить по особому сигналу.
16 сентября стало ясно, что штурм города у фашистов проваливается. Команды на выполнение уничтожения предприятий не последовало. К этому времени операция по рассредоточению запасов нефтепродуктов была завершена. С нефтебаз вывезли тридцать одну тысячу тонн товара. Для временного хранения жидкого топлива в северных районах города было организовано почти двести пунктов.
Блокада прервала поступление каких-либо грузов по железным дорогам. Потребность в нефтепродуктах удовлетворялась из запасов, созданных довойны. 18 сентября Военный совет фронта издал постановление о введении жестких лимитов на расходование бензина. Эксплуатация многолитражных машин запрещалась, сокращалось количество выпускаемых на линию легковых автомобилей. Управлению Главнефтеснаба разрешалось изготовление горючих смесей из светлых нефтепродуктов.
Для ознакомления с создавшимся положением снабжения фронта и города горюче-смазочными материалами в конце сентября из Москвы прилетели заместитель начальника Главнефтеснаба при СНК СССР М. И. Кормилицын и заместитель начальника управления снабжения горючим Красной Армии А. Г. Ковырзин. Результатом их визита было решение направлять горючее в Ленинград по Ладожскому озеру.
После отражения штурма войска фашистов зарылись в землю и организовали длительную осаду города. О «Красном нефтянике» они вспомнили 11 октября, сбросив ночью на его территорию большое количество зажигательных бомб. Бойцы команды МПВО, пожарной команды и вооруженной охраны, все, кто был на нефтебазе, самоотверженно боролись с последствиями налета. Они тушили зажигалки и возникавшие очаги пожара. База могла вспыхнуть факелом. Но этого не случилось. Нефтяники в ту ночь потушили семьсот пятьдесят зажигательных бомб, ликвидировали шестьдесят пять очагов пожаров и сохранили объект для нужд города и фронта. Этому помогло и то, что большая часть нефтепродуктов была с базы рассредоточена. Уже по окончании войны были подсчитаны потери от военных действий. Были потери и нефтепродуктов — ведь бомбы и снаряды попадали и в места хранения их. В нашем городе они составили всего 0,22 процента…
В ночь на 16 октября в Ленинграде и окрестностях выпал снег. Началась первая блокадная зима. Ко всем трудностям прибавились холод и голод. Начало зимы обычно вызывало повышение расхода нефтепродуктов. Теперь же стало наоборот — расход горюче-смазочных материалов из месяца в месяц сжимался, и не потому, что в них не было потребности, а потому, что их оставалось все меньше и меньше. По сравнению с расходом в июле потребление их в городском хозяйстве составило в сентябре пятьдесят два процента, в октябре — двадцать четыре, в ноябре — тринадцать и в декабре. — всего четыре процента.
Ноябрь, а за ним и последующие месяцы были очень тяжелыми. Голод и холод терзали ленинградцев больше вражеских бомб и снарядов. Энергоресурсы иссякли, не было электротока, стояли трамваи и автобусы. По воду люди ходили на Неву и каналы. На улицах подолгу лежали неубранные трупы погибших. Но ленинградцы боролись, терпели и возлагали свои надежды на Дорогу жизни, которая уже начала действовать.
Когда теперь говорят о Дороге жизни, многие представляют, что речь идет о ледовой трассе для автотранспорта по Ладожскому озеру, начавшей работать с 22 ноября. Это узкое представление. К Дороге жизни относится комплекс коммуникаций, обеспечивших связь Ленинграда со страной. Он включал в себя телеграф и телефон, воздушный путь над Ладожским озером, водный путь летом для судов, силовой кабель от Волховской ГЭС и нефтепровод по дну озера. И, конечно, ледовую автотрассу, работавшую в зимнее время.
Перевозки по озеру начались в сентябре 1941 года и длились по ноябрь. Фашисты ожесточенно бомбили корабли, суда, порты. Южная часть озера стала фронтом. За это время было перевезено значительное количество людей и немного продовольствия. Тогда же было положено начало доставке по озеру горюче-смазочных материалов. До ледостава в Ленинград завезли шесть тысяч шестьсот тонн бензина. По ледовой дороге через озеро за зиму 1941/42 года автотранспортом горючесмазочных материалов было завезено тридцать четыре тысячи семьсот семнадцать тонн. В феврале 1942 года впервые за всю зиму населению было выдано по пол-литра керосина на человека. Но фронт и город испытывали острый недостаток в горючем.
Изысканием топлива и горючего занимались все, кто нуждался в них. Работники коммунальных предприятий обнаружили в ямах вблизи завода имени Шаумяна твердую, асфальтоподобную массу. Попробовали сжигать ее в топках котельных. Являясь остатком переработки нефти, добытый материал горел неплохо. Но это был кислый гудрон, и при сжигании в топках он образовывал серную кислоту, несущую гибель котельному оборудованию. Наше вмешательство вызвало у некоторых товарищей раздражение. Ведь топить бани было нечем, не было ни угля, ни дров.
На улицах города после проезда некоторых автомобилей появлялся стойкий запах хвои. Машины эти двигались с мотоциклетным треском, оставляя за собою густой шлейф тяжелого зеленоватого дыма. Это был результат изыскания дополнительного горючего.
Было это так: на одной из встреч П. С. Попков спросил меня:
- Почему не забрали двести тонн горючего на химическом комбинате?
- По нашим данным, там горючего нет,— ответил я.
- Есть пихтовое масло. Мне доложили, что на нем могут работать моторы автомашин. Военные просят отдать его им…
Само название указывало, чем является это вещество. Использовать его в качестве горючего, даже в виде добавок, нельзя. В масле этом содержалось много смол. При сгорании в цилиндрах они нарушали смазку поршней и вызывали их заклинивание. Однако по распоряжению исполкома Ленгорсовета это масло было передано автомобильным управлениям фронта и города. Правда, вскоре запах хвои на улицах города исчез. Машины на таком топливе долго работать не могли.
Был и такой случай «изыскания» горючего. В середине февраля я выезжал в Тихвин. Комиссия обкома партии предложила дать уполномоченному нашего управления инструкции по руководству работой нефтебаз в северо-восточных районах области. Во время моего отсутствия на одну из нефтебаз в городе приехали председатель исполкома одного из районов города в сопровождении своего районного прокурора и начальника райотдела НКГБ. Обходя территорию базы, они «обнаружили» залитую бензином бочку, обвинили директора базы, что она у него не учтена, и реквизировали ее.
- Как объяснил все это директор? — спросил я своего заместителя.
- Его огорошило высокое должностное положение «ревизоров», и он выполнил их требование об изъятии бензина без возражений…
Было над чем задуматься. Проверяя, я спросил у председателя исполкома Горбунова: верно ли, что он приказал забрать I бочку бензина при посещении нефтебазы. I
- Да,— ответил он.— Увезли и еще увезем…
- Как вы решились на такой анархистский поступок? Если бы база была даже в вашем районе, все равно такие действия незаконны.
- А нам Петр Сергеевич Попков разрешил забирать неучтенное продовольствие и горючее, где бы мы его ни обнаружили…
Конечно, оставить без внимания этот I способ добычи горючего было нельзя, тем I более, что он прикрывался таким высоким I авторитетом. В письме в исполком Ленгорсовета, в управление НКГБ и прокурору города мы сообщили об этом факте и просили призвать участников самоуправства к порядку. Через некоторое время стало известно, что все эти «разведчики» горючего были строго наказаны.
Для выполнения военных заказов некоторым заводам требовался мазут, которого у нас не было. Военный совет фронта обязал управление тылом Балтийского флота передать нам часть его запасов. Начальник тыла флота М. И. Москаленко сказал мне при встрече:
— Забираешь наши крохи? Ну, что ж,
бери. Только учти — мазут в Кронштадте.
Никто из потребителей, коим предназначен был этот мазут, взять его сам не мог, и Митрофан Иванович это хорошо знал. Тыл фронта оказал большую услугу: шесть с лишним тысяч тонн мазута были доставлены на заводы средствами флота. А много ли это? В довоенное время только одному из этих заводов мы поставляли по десяти тысяч тонн ежемесячно.
В начале 1942 года для обеспечения выполнения срочных производственных I заданий у некоторых заводов появились свои электрические блокстанции. Управление тылом КБФ передало нам для этих станций четыреста шестьдесят пять тонн солярового масла и дизельного топлива.
Часть этого топлива приходилось выкачивать даже из танков подводных лодок, зимовавших на Неве. Когда наш представитель прибыл в штаб бригады подводных лодок, чтобы обговорить порядок приемки топлива, командир бригады, заслуженный боевой офицер, отказался разговаривать с ним на эту тему и пригрозил при повторной явке арестовать его. Свои действия потом перед своим начальством он объяснил опасением, что с наступлением весны лодки не смогут выйти в море, чтобы топить врага… Но постановление Военного совета фронта было выполнено.
Автобензин с Большой земли перевозился по Дороге жизни, накапливался в емкостях фронтового склада горюче-смазочных материалов на берегу Ладоги, и в город, на нефтебазу «Ручьи», доставлялся по железной дороге. Времени для пробега цистерн по этому пути в мирное время требовалось несколько часов, а в зиму 1941/42 года железнодорожники затрачивали по несколько суток. В случаях, когда у железнодорожников не было возможности подать паровоз, мы обращались к военным, и на ветку нефтебазы цистерны продвигались паровозом бронепоезда, который часто после боевых операций отстаивался на станции вблизи базы.
На нефтебазе «Ручьи» бензин из цистерн выкачивался вручную. Электроэнергии не было и там. Для рабочих иногда отпускали в дополнение к пайку по карточкам концентраты, муку. Часто возникала необходимость зачистить металлические баки. Рабочим, выполнявшим эту работу при страшном морозе, выдавали по сто граммов водки и по тарелке горячей каши. Рабочих было мало, убыль их не восполнялась, но люди справлялись с порученным делом, и я не помню случая, чтобы по их вине не был обслужен потребитель.
В начале 1942 года в нашем управлении возникли соображения об изменении способа перевозки мазута по Ладожскому озеру. По представлению командования фронта и флота 12 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны вынес постановление о строительстве нефтескладов на берегах Ладоги.
В Сясьстрое, Гостинополье, Кобоне — на восточном берегу и в Морье — на западном развернулось строительство.
26 мая сооружение нефтехранилища в Морье было закончено, и из прибывших туда первых барж флотский мазут перекачали в него в тот же день. К концу лета были завершены работы и на остальных точках. Общая емкость складов составила двадцать две тысячи кубометров. Склады были оборудованы насосами, причальными устройствами и железнодорожными тупиками.
Теперь топливо из железнодорожных цистерн на восточном берегу сливалось в хранилища построенных складов, далее в баржах по озеру доставлялось к западному берегу, где перекачивалось в хранилища. Такая схема позволяла не задерживать подвижной состав и не зависеть от капризов погоды. Рейсы наливных судов по озеру совершались, как только это позволяла боевая обстановка. Эксплуатация этой транспортной линии была поручена тылу КБФ, и по ней перевозился только мазут.
За июнь и июль 1942 года в блокированный город было доставлено тридцать восемь тысяч девятьсот двадцать шесть тонн горюче-смазочных материалов — почти столько, сколько было перевезено по ледовой автодороге за все время ее работы.
В это же время уже начал действовать и нефтепровод по дну озера. По нему с 20 июня по 31 июля перекачали еще десять тысяч семьсот сорок семь тонн светлых нефтепродуктов.
Как-то мартовской ночью 1942 года, уже под утро, мне позвонил Лев Маркович Володарский, уполномоченный Госплана СССР по Ленинграду.
— Какие нужны меры, чтобы обеспечить доставку нефтепродуктов после того, как растает дорога по льду? — спросил он.
Я ответил, что только что уснул, голова не работает, и попросил отложить ответ до утра.
— Невозможно,— говорил он.— Через десять минут я должен быть у Андрея Александровича Жданова и доложить ему.
В общем, он добился, что я, немного поразмыслив, сказал:
- Для светлых продуктов — ничего другого, как проложить через озеро нефтепровод.
- Нефтепровод?! А как это сделать? — удивился Володарский.
Главное для нефтепровода — трубы. Я сказал, что до войны на Ижорском заводе прокатывали трубы для нефтепромыслов и что некоторое количество их осталось на заводе. Мои доводы убедили Володарского.
Утром он позвонил снова и сообщил, что предложение в принципе принято, и пригласил к себе, чтобы «обмозговать» дело.
Вообще же идея прокладки нефтепровода возникла еще осенью 1941 года, и местом ее рождения был отдел снабжения горючим штаба фронта.
— А что, если проложить через озеро нефтепровод?
Тогда это прозвучало фантастикой, особенно, если учесть, что немецкие войска были в Тихвине. Но идея возникла, и с изменением линии фронта ее стали обдумывать. Она могла превратиться з практическое дело.
Кроме доклада Володарского, А. А. Жданов аналогичное предложение получил и от начальника тыла фронта генерала Ф. Н. Лагунова.! А. А. Жданов, как впоследствии вспоминал генерал, тогда же говорил об этом по телефону с руководством Государственного Комитета Обороны и получил согласие на строительство при условии, что необходимые трубы будут изысканы в Ленинграде.
Одновременно идея прокладки нефтепровода развивалась и в Москве. 2 апреля на совещании у А. И. Микояна начальник тыла Красной Армии генерал армии А. В. Хрулев, начальник Главнефтеснаба при СНК СССР Я. С. Широков, начальник управления снабжения горючим Красной Армии М. И. Кормилицын и другие товарищи поддержали предложение о сооружении на Ладоге нефтепровода.
Не ожидая выхода специального постановления по этому вопросу, ленинградцы приступили к практической работе.
19 апреля Ф. Н. Лагунов распорядился, чтобы автотранспорт тыла фронта начал доставку материалов к озеру, в первую очередь труб. Трубы с Ижорского завода вывозились до ближайшей от Колпина станции, недосягаемой для фашистской артиллерии, здесь перегружались на платформы и на станцию Борисова Грива у озера доставлялись железной дорогой. К 5 мая эта работа была закончена. К этому времени управление тыла фронта передало в распоряжение строителей двадцать пять автомашин, шесть тракторов, два катера, выделило необходимое количество бойцов.
В основу проекта были заложены две очереди работ. К первой отнесли прокладку нефтепровода через самое озеро от мыса Кареджи на восточном берегу до Коккоревского спуска на западном, с продлением его до станции Борисова Грива. Ко второй очереди — продление нефтепровода от Борисовой Гривы до нефтебазы «Ручьи» в Ленинграде. С Экспедицией подводных работ особого назначения — ЭПРОНом — был согласован вопрос его участия в предстоящем строительстве. Уже 21 апреля на озере начала работать гидрографическая партия для изыскания трассы нефтепровода. 25 апреля указание о строительстве нефтепровода подписал Председатель Государственного Комитета Обороны И. В. Сталин. Срок окончания строительства намечался очень жесткий — до 20 июня 1942 года.
Весна вступала в свои права. На озере лед начал подтаивать, в некоторых местах появились полыньи. Это осложняло изыскательские работы. Вблизи восточного берега под лед провалился один из участников изыскательской партии и спасти его не удалось. Были потери людей от вражеских обстрелов и при вывозке труб с Ижорского завода.
1 мая генерал Лагунов утвердил эскизный проект, подлежавший дальнейшей разработке в полевых условиях. Находившийся в Ленинграде уполномоченный ГКО, заместитель Председателя Совнаркома СССР А. Н. Косыгин дал указание решать главную задачу —соединить нефтепроводом берега озера. Наш план о более широком масштабе строительства был отклонен.
Все участники стройки не жалели ни сил, ни времени для выполнения возложенных на них заданий. Темпы работ возрастали с каждым днем. К этому времени ленинградцы несколько оправились от перенесенной зимой голодовки. Начиная с 25 декабря 1941 года нормы выдачи хлеба увеличивались в три раза, и с 11 февраля рабочие получали его уже по пятьсот граммов. Качество хлеба стало нормальным, без примесей. Регулярно выдавались и другие продукты. Это было результатом работы дороги жизни.
К 11 мая водолазы прошли по дну озера трассу нефтепровода и закончили подготовку к укладке труб.
На мысе Кареджи сооружалась насосная станция и устанавливались резервуары для приема горючего из железнодорожных цистерн. На очереди была постройка эстакады, железнодорожных путей, землянок. Мыс был лишен какой-либо растительности, и все, что должно быть укрыто от наблюдения врага, зарывалось в землю. На станции Борисова Грива сооружалась приемная база с эстакадой для налива в железнодорожные цистерны. В Ваганове — коллектор для налива горючего в автоцистерны. На строительстве в отдельные дни число работающих превышало тысячу человек. Работы велись под носом у фашистов, находившихся в Шлиссельбурге. Они все время вели воздушную разведку, совершали воздушные налеты,.обстреливали те участки, до которых могла достать их артиллерия. Но ничто не могло приостановить строительства.
Знали ли гитлеровцы о прокладке нефтепровода? В книге «Оборона Ленинграда», изданной в 1968 году, бывший офицер автомобильного управления Ленфронта С. А. Иофинов в своих воспоминаниях, касаясь строительства нефтепровода, указывает: «…Это строительство велось в глубоком секрете. Даже работники Ладоги мало что знали о прокладке нефтепровода… Насколько мне представляется, немцы не знали об этом строительстве…». Главный инженер проекта Д. Я. Шинберг писал: «…Действительно, представляется по меньшей мере странным, что немецкие самолеты ничего не могли обнаружить. Специалисты объясняют это так: можно ли заметить лежащую на земле спичку с высоты, скажем, тридцать метров? Трудно! Умножьте многократно толщину спички, и вы получите трубу диаметром сто миллиметров, которую надо увидеть с высоты трех километров. А ниже вражеским самолетам летать не давала наша зенитная артиллерия. Поэтому наша труба-спичка, да еще сливающаяся цветом с поверхностью воды, да еще выводимая на озеро для погружения или в сумерки, или ночью, не была обнаружена…». Но даже если фашисты и знали, то сорвать стройку сил они уже не имели.
В конце мая секретарь горкома партии Я. Ф. Капустин спросил меня:
— Когда вы были на озере? Как там с нефтепроводом?
Я ответил, что наш главный инженер И. Н. Воротников регулярно информирует о стройке и можно считать, что дела там идут нормально,
— Представитель — это не свои глаза. Побывайте там, по возвращении доложите…
И вот я снова в Коккореве, на берегу Ладожского озера. Наблюдаю, как готовится для спуска на воду плеть стальных труб. С озера дует сильный и холодный ветер. Волна раскачивает небольшой катер эпроиовцев. Погода явно неблагоприятная, однако на берегу рабочие и красноармейцы не обращают на это внимания. Вот к стапелю, на котором лежит сваренная в стыках секция трубы, подошли человек двести, встали вдоль трубы и по команде враз подняли ее на руки. Они отнесли секцию к спусковой дороге, развернули перпендикулярно к береговой черте и уложили на дорожку. Концы труб стыкуются, на них наворачиваются муфты, и рабочий тут же производит сварку. Длина секции метров двести, а плеть будет не менее километра. Часть ее уже на плаву. Вдоль трубы, лежащей на воде, с двух сторон видны бревна. Они привязаны к трубе и придают ей плавучесть. Когда плеть соберут полностью, ее отведут от берега и уложат на трассе под водой.
Подходит группа военных. В одном из них узнаю члена Военного совета фронта Н. В. Соловьева. Здороваясь со мной, он спрашивает:
— Почему задерживается доставка из города оборудования? Как идут дела в Морье?
Выслушав ответ, он предлагает пройти с ним на станцию Борисова Грива. Вдруг раздаются возгласы:
— Воздух!.. Воздух!..
Зенитные батареи, расположенные где-то вблизи, открывают огонь по появившемуся фашистскому самолету. Вспышки электросварки прекратились, красноармейцы и рабочие исчезли. Надо бы уйти в укрытие и нам, но генерал Соловьев стоит на месте. Стоим возле него и мы. Вскоре вражеский самолет отогнали, и мы пошли вдоль траншеи, отрытой для сухопутного участка нефтепровода…
26 мая водолазы начали укладку труб на дно озера и завершили эту работу 16 июня. На следующий день началось испытание всех сооружений. С утра насосы на мысе Кареджи приступили к закачке в трубу тракторного керосина. В 13 часов 30 минут в резервуарах приемной базы в Борисовой Гриве появились первые порции горючего. Испытание всех узлов сооружения под давлением в двадцать атмосфер продолжалось сутки. 18 июня, на два дня раньше установленного срока, началась постоянная эксплуатация нефтепровода. 19 июня был подписан акт об окончании его строительства.
21 июня группу строителей нефтепровода пригласили в Дом Красной Армии. Здесь представитель Военного совета огласил приказ командующего фронтом, в котором объявлялась благодарность всем участникам стройки. Наиболее отличившимся товарищам были вручены именные часы. Затем дала концерт К. И. Шульженко. Она, кажется, исполнила весь свой репертуар, а мы все вызывали ее…
С этого момента снабжение Ленинграда горючим стало более устойчивым. В блокированный город бесперебойно стали поступать бензин, лигроин, тракторный и осветительный керосин, дизельное топливо. По нефтепроводу за сутки прокачивалось до четырехсот тонн нефтепродуктов.
Ладожский нефтепровод был значительным инженерным сооружением, созданным во фронтовых условиях всего за пятьдесят дней. Длина его равнялась почти тридцати километрам, из них двадцать один с половиной километр уложен по дну озера. В комплексе с ним были построены насосные станции и эстакады, проложены железнодорожные подъездные пути, смонтировано более двух тысяч кубометров емкостей для горючего.
К слову сказать, англичане для обеспечения операций второго фронта также построили нефтепровод через пролив Ла-Манш. Длина его была почти такой же, как и у нашего, и проектировать его они начали почти одновременно с нами. Строили они его, конечно, совсем в других условиях, чем мы, без тех трудностей, которые сопутствовали строительству в блокированном городе, враг от их объекта был далек и не проявлял к нему интереса, а вот закончили англичане строительство своего нефтепровода лишь в августе 1944 года.
В довоенное время промышленность, городское хозяйство Ленинграда большую часть смазок и других технических
масел получали с завода имени Шаумяна и завода, находившегося на территории «Красного нефтяника». С началом блокады эти предприятия остановились. Запасы постепенно иссякли.
В конце лета 1942 года к нам в управление пришли офицеры артиллерийского управления фронта:
— У нас нет смазок для орудий и стрелкового оружия. Помогите…
Они сами говорили, что ставят перед нами, как казалось, невыполнимую задачу. Производственные цехи были законсервированы, не было и сырья. Но раз нужно для фронта, мы взялись сделать.
Производственный коллектив «Красного нефтяника» во главе с заместителем директора по производству А. А. Мациевичем проявил поистине героизм, чтобы вновь запустить цехи. Нелегко было найти заменители сырья для получения масел. Начальник лаборатории В. К. Цысковский стал изобретать эрзацы, а потом приступил к разработке нового технологического процесса. Вместо машинных масел ленинградские заводы получали полужидкую консистентную смазку, изготовленную из некондиционного солидола и дизельного топлива. Для трамвая во вторую блокадную зиму была разработана буксовая смазка. Для автомашин разработали автошестеренную смазку, пригодившуюся позже и для троллейбусов. Смазки эти выполнялись на искусственных жирах. Их надо было создать, так как натуральных жиров не было. Это относилось и к продукции, заказанной артуправлением фронта. Отступление от правил было разрешено постановлением Военного совета.
Успех сотрудников лаборатории в разработке технологии получения заменителей натуральных жиров — карбоновых кислот методом окисления углеводородов позволил нам позднее перенести этот процесс в производство. В. К. Цысковский составил проект полузаводской установки. С помощью горкома партии было изготовлено нужное оборудование. Заказ фронта ленинградские предприятия выполнили.
Спокойное с утра течение того дня в нашем управлении было прервано телефонным звонком. Заместитель директора «Красного нефтяника» доложил, что у них «погода испортилась». Я глянул в окно — там солнечно, по-весеннему светло и тихо. И тут же сообразил: Антон Антонович Мациевич говорил по нашему блокадному коду.
- Уточните,— попросил я.
- Вихрит… свалило три деревца… повреждены гряды с огурцами.
Это означало: начался обстрел объекта, три снаряда попали в цистерны на фронте слива, и возник пожар. Слушая Мациевича, я смотрел на настенные часы. Они показывали 14 часов 10 минут. Хотя и тревожно стало, но к нападениям врага на этом объекте мы привыкли.
Через несколько минут вновь звонок. Взволнованным тоном Мациевич сообщил, что положение на нефтебазе резко ухудшилось. От шквального огня возникло несколько очагов пожара, есть пострадавшие.
— Главное, Александр Илларионович, нужны люди. Человек двести, с лопатами,— говорил Мациевич.— Самим несправиться…
Антон Антонович все время блокады работал на этом объекте и видал всякое. Он был не только администратором, но и командиром отряда самообороны. Раз он так заговорил, значит, дело серьезное. Немедля позвонил тем, кто мог помочь. Из управления пожарной охраны города сообщили:
— Дан сигнал номер пять…
По этому сигналу на пожар посылалось большое количество команд.
В штабе МПВО города трубку взял генерал-майор Лагуткин. На просьбу послать людей ответил:
— Посылаем…
Начальник тыла КБФ генерал-лейтенант Москаленко пробасил в трубку:
- У кого это дым столбом?
- Горит ваш мазут,— ответил я. Коротко рассказал, что знал со слов Мациевича, и передал просьбу базы о помощи.
- Даю приказание послать людей.
Обо всем этом хочу сообщить на нефтебазу, но, увы, телефонная связь оборвалась… Вместе с главным инженером В. П. Гляденовым едем на «Красный нефтяник».
Облака дыма, словно черная вата, повисли над сооружениями базы, плотно закрыв их. Сквозь черноту прорывались языки пламени, сопровождавшиеся треском, шипением и каким-то зловещим гулом. Вдруг громовой удар. Это где-то в дыму взорвался крупный снаряд. По земле ползут огненные потоки, как гигантские змеи тянутся пожарные рукава. Людей мало, покажется кто-нибудь и тут же исчезает в дыму.
В конторе офицер связи пожарных мудрит над генпланом объекта.
- Кто руководит тушением пожара?
- Подполковник Голубев…
Тот, легок на помине, тут же появился в дверях. Здороваясь, спрашивает:
— Видели, что творится?
События развертывались так: осколками первых снарядов были пробиты две железнодорожные цистерны из шести, стоявших под сливом. Они загорелись. Сразу последовал шквал снарядов. Пожарные нефтебазы и рабочие цехов под осколками снарядов пожар потушили. Но не прошло и десяти минут, как была подожжена группа мелких баков вне обвалования. Горящее масло из них стало растекаться по территории, поджигая все, находившееся на пути, потом загорелся резервуар в парке за насосной. С правой стороны от железнодорожного фронта слива в трех резервуарах горели нефтепродукты. Дым от них закрывал всю базу.
Как только мы вошли в его облако, сразу попали во мрак — ничего не видно и нечем дышать. Держась друг за друга, бегом по шпалам преодолели расстояние метров в тридцать-сорок и оказались за дымовой завесой. Остановились, осмотрелись. У горящих резервуаров было людно. Пожарные и рабочие нефтебазы вели борьбу с огнем.
Заметив, что крыша центральной насосной дымится, я обратился к Голубеву:
— Внутри резервуаров остатки мазута водой вряд ли потушишь. Спасайте насосную!
По распоряжению подполковника пять или шесть стволов были направлены туда. По указанию Мациевича несколько рабочих и пожарных бросились внутрь здания.
Пошли дальше. За подполковником шагала связистка. Рослая, в блестящей пожарной каске, она ни на шаг не отставала от своего командира. Свиста снарядов вроде не замечала. По приказаниям подполковника мгновенно исчезала, исполняла поручения и немедленно догоняла нас. Возле одного резервуара невольно остановились. На земле, лицом вниз, лежал пожарный. В руках брандспойт. Из пробоин в шланге били струйки воды. Связистка подбежала к нему, нагнулась и повернула лежащего лицом вверх, осмотрела его. Поднявшись, коротко доложила:
— Убит…
Это был первый погибший, которого я увидел в тот день. После видел и других, но этот врезался в память. В позе его был порыв к выполнению долга, стремление к борьбе.
Да, жертвы и жертвы… Но нефтепродукты нужны для борьбы с фашистами, и дать им погибнуть невозможно. Нефтебаза работает на оборону города. Мы должны бороться.
Генералы Лагуткин и Москаленко помощь оказали оперативно. На автомашинах прибыл батальон МПВО и рота моряков. Приехал начальник Управления пожарной охраны города полковник Сериков. Он распорядился вызвать еще несколько команд пожарных. Соединенные усилия принесли результат. Огонь начал отступать, дыма становилось все меньше и меньше. Да и стрельба фашистов ослабевала — по-видимому, наша артиллерия накрыла своим огнем батареи фашистов.
Урон был велик. Вместе с главным инженером «Красного нефтяника» Анатолием Александровичем Сорокиным мы обошли некоторые участки базы. Тяжелое зрелище — такого еще не бывало. Металл многих резервуаров от огня покоробился, точно горелый картон. На многих резервуарах маскировка сползла и обвалилась. Кругом воронки от взорвавшихся снарядов. В одном месте рельсы железнодорожного пути скрутило, концы их задрались вверх. Директор базы Сорокин на ходу прикидывал, за что браться в первую очередь, чтобы сделать базу работоспособной.
Остался всего один очаг пожара — резервуар с дизельным топливом. Его было трудно ликвидировать — крыша провалилась внутрь бака, стены загибались туда же. Это мешало тушению. Перекачать же топливо в другую емкость не было возможности — все трубопроводы разбиты. А столб дыма продолжал служить ориентиром для противника.
Полковник Сериков требует разрешения выпустить топливо из резервуара в пруд. Топлива было около ста тонн. Как-то жалко.
- Чего вы жалеете? Смотрите, начнет фашист палить снова, потеряем больше…
- Действуйте…— ответил я.— Выпускайте в пруд…
Но как? Задвижки и люк-лаз завалены листами железа от разбитого и сгоревшего соседнего бака. Около них держался огонь, пищей для которого служило топливо, вытекавшее через деформировавшиеся от жара швы. Кто рискнет полезть туда, чтобы открыть задвижку?
Такой смельчак нашелся. Сергей Дмитриевич Коньков, начальник механического цеха, оделся в брезентовую куртку, и, как только подошел к раскаленному баку, пожарные создали вокруг него водяную завесу. Задыхаясь от дыма и пара, Коньков задачу выполнил. Резервуар «разлючили», и топливо хлынуло наружу горящей струей. Оно было настолько разогрето, что, вытекая из резервуара, мгновенно воспламенялось.
Последний очаг вскоре был потушен. Прекратился и обстрел. Мы, усталые и измученные, в седьмом часу вечера собрались у конторы и смотрели на следы атаки врага. Каждый думал одно и то же: ничего, нас этим не возьмешь! Металл не выдержал, а люди выстояли.
Мы сняли головные уборы и молча отдали последний долг павшим товарищам. В тот день на «Красном нефтянике» взорвалось девяносто пять тяжелых снарядов. Обстрел продолжался около четырех часов. Пострадали сорок девять человек, из них — тринадцать убиты. Все они погибли как солдаты, до конца борясь за Советскую Родину.
Это был очередной блокадный день — день 3 мая 1943 года.
Журнал “Нева” , номер 1, 1988, стр.140-147