В окопах Сталинграда

Автор: | 28.03.2017

Книга читается с интересом, поэтому, очевидно, она и была отмечена в 1947 году Сталинской премией. Удивительно то, что Виктор Некрасов в 60-е годы стал диссидентом. Это совпало с периодом правления Хрущева.  В эпоху Брежнева Некрасов окончательно покинул Советский Союз. В своей книге Виктор Некрасов описывает войну так как она есть, без прикрас. Люди просто жили. Кому-то везло, и они жили дольше, а кто-то погибал сразу в первые дни на фронте. Были воины отчаянные и смелые, были и те, кто старался быть дальше от передовой. У всех была своя собственная философия, оправдывающая их поведение. Смерти боялись все, но к ней и привыкали, потому что друзей приходилось терять часто. Бои местного значения казались боями на всём фронте.

Каждый шаг вперёд был незаметным подвигом. Борьба под Сталинградом велась за каждую пядь земли, за каждый ориентир или строение. Борьба шла часто с переменным успехом. Под Сталинградом столкнулись две силы, которые не хотели уступать друг другу. Но Русский дух оказался сильнее, Русский человек оказался более стойким. Особенно это проявилось тогда, когда немцы в нескольких местах Сталинграда прижали советские войска фактически к стенке, к берегу Волги. Виктор Некрасов показывает инициативу русского солдата, его храбрость с одной стороны и его жертвенность с другой, когда отдавались не только очевидные, но и бессмысленные приказы об атаке.

Приказ есть приказ, его надо выполнять. Всегда могут найтись командиры, тупо исполняющие приказание и не понимающие логику предстоящего наступления. Хуже всего, когда эти командиры отдают такие приказы непосредственно на месте. Приказ вышестоящего военачальника можно объяснить тем, что он преследует какие-то стратегические цели или не знаком с реальной обстановкой в данном месте. Об этом упоминает в своей книге и Александр Васильевич Горбатов.

Книга Некрасова эмоциональна. Интересно то, что И.В.Сталин был всегда против излишней эмоциональности в оценке событий на войне. Он фактически запретил писать мемуары своим военачальникам, пока эмоции не улягутся.